Регистрация товарного знака является трендом современной России с учетом политической и экономической ситуации, связанной с прогрессированием собственного производства.
Согласно положениям ст. 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак с учетом положений статьи 1481 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ВИДЫ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ.
Словесный товарный знак — это название. Оно может быть написано с использованием фирменного шрифта или без. Даже если вы регистрируете свой бренд, написанный фирменным шрифтом, другая компания не сможет зарегистрировать его, написав другим цветом или буквами другой формы.
Изобразительный товарный знак — это эмблемы компаний. Изображения, по которым вас узнают. Если вы зарегистрировали изображение в качестве товарного знака, его никто не сможет поместить на свою продукцию.
Комбинированный товарный знак — это, как правило, логотипы. Изображения с буквами. Хороший вариант для тех, кто всегда использует название совместно с эмблемой. Можно зарегистрировать комбинированный знак и сэкономить на отдельной регистрации изобразительного и словесного товарного знака.
Объемный товарный знак чаще всего — упаковка. Компании, которые придумали уникальный дизайн для упаковки своей продукции, регистрируют ее, чтобы конкуренты не смогли выпустить продукцию в коробках, бутылках и флаконах такой же формы.
Цветовой товарный знак: если фирма разработала уникальный цвет для своей продукции, его тоже можно зарегистрировать.
Осязательный товарный знак регистрируют фирмы, которые выпускают продукцию для слепых и пишут название и слоган шрифтом Брайля.
Звуковой товарный знак — это любые мелодии, по которым покупатели узнают бренд.
ПРЕИМУЩЕСТВА РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНОГО ЗНАКА.
Подтверждение права интеллектуальной собственности с учетом свидетельства Роспатента, которое станет значительным преимуществом и необходимостью для сотрудничества с маркетплейсами и ритейлерами, для создания маркировки одежды и обуви, для постановки знака на баланс компании как нематериального актива.
Уникальность. Товарный знак, который прошел регистрацию, позволяет придать товарам или услугам уникальность с помощью специальной маркировки в виде символа ®. Это дает несомненные конкурентные преимущества и узнаваемость среди конечных потребителей. Покупатели охотнее приобретают продукцию или оформляют услуги, которые имеют лейбл и маркируются специальной символикой.
Защита от конкурентов. Право на возмещение ущерба. При копировании наступает ответственность у лиц, посягающих на авторство, и право на возмещение убытков у владельца товарного знака.
Пассивный доход от передачи прав по франшизе или лицензии. Доступно два типа сделок: продажа и аренда (лицензионный договор и договор коммерческой концессии). Помимо этого, товарный знак можно использовать как залоговое имущество для привлечения финансирования.
Защита от контрафакта. Таможенная служба может легче обнаружить контрафакт, если товарный знак будет занесен в Таможенный реестр интеллектуальной собственности. Для этого необходимо подать заявку в регистрирующий орган. Реестр ФТС работает отдельно от Роспатента. Это означает, что заносить сведения о товарном знаке придется дважды.
Использование в рекламе. СМИ предвзято относятся к незарегистрированным обозначениям. Если товарный знак не прошел регистрацию, то печатные издания, электронные журналы и другие источники массовой информации не захотят размещать обозначение. Законодательно запрещено использовать в наружной и печатной рекламе названия на латинице, если они не зарегистрированы как товарный знак.
Гарантии отсутствия нарушений. Зарегистрированный товарный знак — гарант того, что правообладатель не нарушает права третьих лиц. Если сторонние организации использовали схожие обозначения, то у них пропадет возможность выставлять претензии владельцу, который прошел процедуру в Роспатенте.
Привилегированное положение. Правообладатель имеет особый правовой статус по отношению к третьим лицам.
Увеличение чистых активов. Зарегистрированный товарный знак положительно сказывается на имидже и бренде. Как результат — повышается привлекательность бизнеса.
ОСОБЕННОСТИ, КОТОРЫЕ СТОИТ УЧЕСТЬ
Разработкой товарного знака стоит заниматься до начала масштабирования для сокращения убытков, которые могут возникнуть при спорах об авторстве.
Наряду с дизайнерами рекомендовано привлекать юристов в сфере интеллектуальной собственности для проверки совпадений по специальной базе ФИПС перед направлением знака на регистрацию в Роспатент. Самое важное правило регистрации товарного знака - это его индивидуальность, которая значит то, что при взгляде на графическое его изображение или звучание товарный знак не станет напоминать иной, схожий товарный знак.
Кроме того, есть список слов для каждого класса, которые нельзя регистрировать в качестве товарного знака. Их называют "неохраняемые элементы". Как правило, это слова, термины, изображения и выражения, которые люди используют для обозначения товаров этого класса.
СОВЕТЫ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ РЕГИСТРАЦИИ
Фонетически. Придумать вариант похожего по звучанию, но различного по написанию названия. Например, не "Наташенька", а "Наталюшенька". Не "Миссис Марпл", а "Мисс Старпл".
Визуально. Изменить часть изображения, чтобы оно перестало быть похожим на противопоставленный знак. Например, заменить цветы на лавровый венок, кота – на рыбку.
Изменить вид товарного знака. Например, если пришел отказ в регистрации словесного товарного знака "Виолетта", можно заменить буквы "тт" на изображение птиц в форме буквы "т". Роспатенту нечего будет противопоставить при регистрации комбинированного товарного знака "Виоле А". Но буквы "тт" в форме птиц станут обязательным атрибутом вашего бренда.
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТКАЗА В РЕГИСТРАЦИИ
Если Ваш бренд копирует или очень похож на уже зарегистрированный в нужном классе товарный знак или общеизвестный товарный знак;
Состоит только из неохраняемых элементов;
Содержит описательные термины;
Вводит в заблуждение в отношении характера, качества или места происхождения товара;
Содержит флаги, гербы, эмблемы государств и международных организаций.
ВАРИАНТЫ ПРАВОВЫХ РЕШЕНИЙ ПРИ ОТКАЗЕ В РЕГИСТРАЦИИ