Поправки в законодательные акты, которые введены Законом от 08.08.2024 № 303-ФЗ, ввели обязанность блогеров с аудиторией более десяти тысяч пользователей вносить данные о себе в Роскомнадзор.
На страницах блогеров в соцсетях должна также появиться пометка о том, что пользователь деанонимизирован (раскрыл данные о себе). Закон вступил в силу 1 ноября 2024 года.
С 1 ноября 2024 года блогеры должны регистрироваться в специальном реестре. Иначе им запретят размещать рекламу в аккаунтах начиная с 2025 года.
Форма для регистрации, опубликованная на «Госуслугах», не включила в список возможных соцсетей заблокированные в России Facebook, Instagram (принадлежат Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ) и соцсеть X. Запрет размещения рекламы на заблокированных в России ресурсах будет регулироваться отдельным законом. Проект инициативы уже прошел первое чтение, отметил зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин.
Предоставить идентифицирующую информацию о себе в контролирующий орган (Роскомнадзор). Состав сведений и порядок их предоставления должен быть установлен Правительством Российской Федерации.
Разместить на персональной странице указание на то, что страница включена в Перечень персональных страниц Роскомназдора (предполагается, что это будет в виде графически выделенного сообщения в виде буквы «А» и знака «плюс», а также ссылки на запись в Перечне). Проект Правил о размещении информации на странице уже подготовлен, но пока не принят.
Следить за тем, чтобы распространение информации на странице не нарушало требования закона (например, информация экстремистского характера).
Не репостить информацию со страниц других блогеров, которые не исполнили обязанность по раскрытию данных о себе в Роскомнадзор.
РЕГИСТРАЦИЯ НА «ГОСУСЛУГАХ». АЛГОРИТМ.
Откройте специальную форму для подачи заявления и нажмите «Начать»;
Выберите «Подать заявление на регистрацию канала или страницы»;
Нажмите на «Перейти к заявлению»;
Проверьте ваши данные: фамилию, имя и отчество, номер телефона и электронную почту;
При необходимости на следующей странице укажите дополнительную контактную информацию;
В специальной форме выберите социальную сеть, страницу в которой требуется зарегистрировать: Twitch, LiveJournal, Дзен, Yappy, YouTube, Telegram, Likee, Pinterest, Rutube, ВКонтакте, Одноклассники, TikTok или «Пикабу»;
Напишите название канала и добавьте соответствующую ссылку. Если в реестре регистрируется личная страница, необходимо указать ФИО или псевдоним, под которым она ведется.
Укажите, к чему привязан канал или страница: к номеру телефона, к электронной почте или выберите сразу оба варианта, и проверьте актуальность данных;
Если у блога несколько администраторов, необходимо указать номер телефона каждого из них;
После этого нажмите на «Отправить заявление».
Ваше заявление получит уникальный номер. Его в течение трех дней необходимо разместить в закрепленном сообщении или описании своего канала или страницы. Так Роскомнадзор сможет подтвердить принадлежность блога.
Затем ведомство в срок до десяти рабочих дней рассмотрит заявку. В случае положительного решения соответствующее уведомление придет в личный кабинет на «Госуслугах».
После регистрации канал или страницу включат в специальный перечень Роскомнадзора. Ссылку на запись в реестре необходимо разместить в описании блога. С ее помощью рекламодатели и пользователи смогут проверить, что владелец прошел идентификацию.
Также с помощью «Госуслуг» можно внести изменения в запись о регистрации или аннулировать ее. Стоит учитывать, что для каждого отдельного канала или страницы требуется подавать отдельные заявления.
В Минцифры подчеркивают, что регистрация в реестре Роскомнадзора добровольная. Однако некоторые ограничения вступят в силу с 1 января 2025 года. Тем не менее есть ряд последствий при невыполнении предписаний закона.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
С 1 января 2025 года вступает в силу ряд ограничений для владельцев страниц, которые не включились в Перечень персональных страниц Роскомназдора (если у них есть такая обязанность):
— Запрет рекламы – нельзя будет размещать рекламу на таких страницах. По нашему мнению, нарушение запрета может повлечь штраф на всех лиц в рекламной цепочке по п.1 ст. 14.3 КоАП РФ (для организаций штраф составляет от 100 до 500 тыс. руб.)
— Запрет размещать инфо о «донатах» - блогеры будут не вправе размещать предложение о финансировании своей деятельности и способах его осуществления.
— Запрет на репост – со страницы без идентификации всем остальным пользователям соц сети нельзя будет репостить контент.
— Блокировка – владельцы соцсетей по требованию Роскомнадзора должны будут ограничить доступ к таким страницам до выполнения блогерами обязанности по предоставлению сведений в контролирующий орган.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ БИЗНЕСА
Если Вы взаимодействуете с блогерами то Вам следует принимать во внимание следующие рекомендации:
· Проверить содержание страниц на соответствие нововведениям в законодательство · Воздержаться от размещения у блогеров с аудиторией свыше 10 тысяч подписчиков не прошедших регистрацию до включения страницы блогера в Перечень персональных страниц Роскомнадзора.